Закажите внедрение Дашборд24 в свой бизнес
Закажите внедрение

Используя сайт вы соглашаетесь на использование файлов cookie Подробнее

⠀⠀⠀Ok⠀⠀⠀

Всё о точке безубыточности: анализ, расчёт, зачем и кому это нужно

#Бизнесналегке
31 мая 2019
Привет!

Планируя свою прибыль, бизнесмен задается двумя вопросами: сколько нужно продать чтобы получить большие бабки и сколько нужно продать, чтобы не влететь на бабки. Знакома ситуация?

Чтобы не оказаться на грани фола, в любом деле нужно систематично просчитывать и анализировать в каком состоянии находится компания. Поговорим об анализе безубыточности, который помогает определить в какой момент проект покроет все расходы и начнет наконец приносить прибыль. Определение безубыточности в отношении окупаемости производства, продаж и инвестиций помогает не только в ценообразовании, обслуживании долга и других функциях управления бизнесом. Но и служит важным ориентиром для долгосрочного бизнес-планирования и определяет жизнеспособность компании.
Что такое точка безубыточности?

В экономике используют такое понятие как точка безубыточности – break-even point BEP. Точка безубыточности – это объем продаж на который нужно выйти компании, чтобы компенсировать расходы.

Первое время бизнес несет убытки. Это реальность и боль, с которой сталкивается каждый бизнесмен, ее нужно просто принять. Точка безубыточности отображает тот уровень продаж при котором бизнес получает нулевую прибыль. Показатель BEP не относится к временным рамкам, поскольку есть еще такое понятие как точка окупаемости. Когда речь идет об окупаемости мы говорим через какой период времени окупится проект. Окупаемость достигается после того как достигнута безубыточность. BEP – тот уровень продаж через который нужно перешагнуть организации, чтобы начать получать прибыль.

Точка безубыточности может быть выражена двумя способами. Количественно – сколько единиц товара или какое количество услуг нужно продать, либо в денежном выражении. Превышение порога BEP говорит о том, что компания получает прибыль, дела идут хорошо, каждая дополнительно проданная единица товара приносит деньги – все довольны. Если этот порог не достигнут – бизнес несет убытки, финансовое положение компании мягко говоря не радужное.

Расчет BEP помогает компании:

  • определить прибыльность идеи, стоит ли в нее инвестировать и какую сумму целесообразно вкладывать;
  • рассчитать, какой объем продаж нужно произвести, чтобы получить желаемую прибыль;
  • информация по значению BEP используют менеджеры при подготовке конкурентных предложений, установлении цен для увеличения спроса, планировании рекламных стратегий;
  • помогает распознавать актуальность постоянных и переменных затрат

Как рассчитать точку безубыточности?

Предприниматель, который ведет бизнес, сталкивается с двумя видами затрат. Постоянные затраты FC (fixed costs) и переменные затраты VC (variable costs).
К постоянным издержкам FC относят плату за аренду и коммунальные услуги, налоги, обслуживание кредитов и займов, зарплату сотрудников (управленческого персонала), амортизацию, рекламный бюджет.

К переменным издержкам VC относятся затраты на исходные материалы, заработная плата сотрудников (работающих на производстве), траты на электроэнергию и другие технологические потребности для производства. Постоянные расходы могут меняться, но в долгосрочном плане. Переменные расходы изменяются от количества проданной продукции и полученной выручки.

Формула для расчета BEP

Чтобы рассчитать точку безубыточности в количественном выражении необходимо: разделить суммарные постоянные затраты – TFC на разницу между ценой – P по которой отпускается единица продукции и переменными расходами – VC на единицу продукции.

От сюда получаем формулу в количественном выражении BEP

BEP =TFC/(P-VCед.)
Давайте разберем это на примере.

Пара кроссовок продается за 100 долларов, общие постоянные затраты составляют 25 долларов за пару, а общие переменные затраты – 60 долларов за единицу. Маржа продукта составляет 40 долларов
P-VCед.=100 $ – 60 $=40 $
Предположим, что сумма всех постоянных затрат составляет 20 000 долларов.
BEP= 20 000/(100-60)=500 ед
При марже в 40 долларов точка безубыточности выходит 500 единиц. Компании нужно продать 500 пар кроссовок, чтобы выйти в ноль.

Чтобы рассчитать BEP в денежном эквиваленте нужно сумму постоянных затрат TFC разделить на коэффициент маржинальной прибыли MR. Где коэффициент MR – это маржа за единицу товара, деленная на цену продажи за единицу товара.
BEP= TFC/ MR
Вернемся к приведенному выше примеру.

Коэффициент маржинальной прибыли составляет 0,4(маржа 40 долларов за единицу, деленная на цену продажи 100 долларов за одну пару).
Вернемся к приведенному выше примеру.

Коэффициент маржинальной прибыли составляет 0,4(маржа 40 долларов за единицу, деленная на цену продажи 100 долларов за одну пару).
MR =(P-VCед.)/ P=(100-60)/100=0,4

BEP=20 000/0,4=50 000 долларов
Таким образом, точка безубыточности BEP в долларах составляет 50 000 долларов (20 000 долларов общих постоянных затрат, деленных на 40%). Проверить полученное выражение можно умножив BEP в единицах – 500 пар на цену продажи 1 пары 100 долларов. То есть компании нужно продать товаров на 50 000 баксов, чтобы достичь нулевого значения прибыли. Главная задача компании продавать количество пар кроссовок в несколько раз больше, чем точка безубыточности. Чтобы получать хорошую прибыль.

Так же рассчитать точку безубыточности можно графическим способом. На графике горизонтальная ось отображает объем продаж, а вертикальная отображает сумму затрат. Строим линию валовых затрат и линию выручки, на их пересечении отмечаем точку. Это и будет точкой BEP в момент которой бизнес выходит в нулевую прибыль.

Анализ BEP показывает уровень постоянных затрат по отношению к выручке, получаемой от каждой дополнительно произведенной и проданной единицы товара. Рост объема производства приводит к расширению компании. Так же рост объема продаж приводит к росту фиксированных издержек. Появляется потребность в расширении арендованного помещения, компании нужно нанимать дополнительный персонал, растут затраты на рекламу. Компания выходит на высокую точку безубыточности.

Чем ниже показатель точки BEP, тем меньший объем продукции нужно продавать компании, чтобы начать получать прибыль. Соответственно меньше вероятность прогореть и больше вероятность быстрее начать зарабатывать.

Расчет точки безубыточности помогает компании определить ее желаемый объем производства, принять решение по поводу ассортимента товара и его ценообразования, грамотно определить стратегию инвестиционных проектов.

Желаем быть в плюсе!
Понравилась статья? Расскажите друзьям: