Наверняка, когда ты впервые услышал понятие HR [эйчар], то скорее всего мог подумать о том, что это очередное модное заимствование у западного мира нашему старому доброму названию «кадровик». Однако, если ты назовешь HR менеджера рекрутером, а рекрутера кадровиком или наоборот, то не удивляйся что такое сравнение они сочтут за оскорбление. На самом же деле HR, рекрутер и кадровик – это три абсолютно разных человека, хотя все они имеют дело с управлением персоналом.
Что такое HR? Аббревиатура HR – human recourses переводится как «человеческие ресурсы». То есть задача HR заключается в грамотном управлении человеческими ресурсами –персоналом.
HR менеджер является очень важным звеном, на которого опирается собственник бизнеса в процессе построения команды. Фактически любой бизнес — это люди которые в нем работают. Пока компания маленькая или небольшой стартап, например, у вас 5-15 человек, все они находятся на расстоянии вытянутой руки у владельца. В таком случае собственнику управлять достаточно легко самостоятельно, он видит, чем каждый сотрудник занят, понимает эмоциональное состояние человека, может дать оценку на сколько он эффективен или неэффективен. На данном этапе о HR специалисте думать рано, целесообразным будет привлекать его в структуру со штатом от 30-40 человек.
Кто такой HR менеджер и какие его обязанности В чем роль HR специалиста и зачем компании отдельный человек, который занимается управлением персонала?
Глобально HR специалист отвечает за качество команды включая организацию подбора кадров именно организацию, а не сам занимается операционно поиском кандидатов. В подборе персонала он обращается к рекрутеру штата либо в рекрутинговое агентство. Занимается разработкой стратегии вводной адаптации новых людей. Сильное конкурентное преимущество любого бизнеса мощная программа адаптации, позволяющая за 2-3 недели ввести человека в курс дела. Также он обеспечивает эффективной системой расчета заработной платы для всего состава организации. Работает над поддержанием морального климата компании; выявляет неудовлетворенность, демотивацию коллег, причины и находит способы решения проблемам. Отвечает за создание корпоративной культуры компании – единой системы мыслительных и поведенческих привычек, которыми живет команда.
Основные обязанности HR менеджера: - организация подбора персонала;
- вводная адаптация;
- анализ и разработка системы финансового стимулирования команды;
- поддержание морального климата;
- оценка и эффективность персонала;
- развитие корпоративной культуры компании.
У каждой организации есть свой вектор, своя стратегия и миссия. То, на сколько собственник или глава культивирует в себе и придерживается политики бизнеса, зависит и активность HR менеджера. Другими словами, именно с головы идет трансляция главных ценностей и стратегии, именно руководители имеют большее влияние на команду. Он всегда работает в рамках целей и стратегии организации, его задача вовлечь коллег в идею директора создания сильной корпоративной культуры.
Кто такой рекрутер и чем он отличается от HR менеджера? Рекрутер – это специалист, который занимается подбором и поиском кадров. Это человек, который обладает коммуникативными навыками, умеет легко общаться с людьми, правильно и структурировано ведет интервьюирование. Рекрутеру необходимо разбираться в профильных тонкостях бизнеса, чтобы подобрать человека, максимально соответствующего hard skills – компетенции необходимые для выполнения рабочих задач и soft skills – компетенции, которые определяют личные качества кандидата.
Другими словами, рекрутер работает с людьми «на входе» в компанию или на привлечение кандидата, в то время как HR менеджер разрабатывает стратегию на удержание сотрудников, делая их пребывание благоприятным, а производительность эффективной.
Обязанности рекрутера: - первичный поиск кандидатов на вакансию;
- умение определить «нужных» людей;
- проведение встреч и первичного собеседования;
- представление кандидата руководителю.
На сегодняшний день во многих компаниях и структурах еще нет HR специалиста и рекрутера, а все еще остается кадровик. Кто он, чем занимается и чем отличается от HR и рекрутера?
Кадровик – специалист, который ведет кадровый учет и занимается делопроизводством. В своей работе он опирается на нормы законодательства, следит чтобы все надлежащие инструкции были в точности соблюдены дабы не нарушить права работника. Готовит пакет документов для оформления сотрудника на работу, составляет график работы, занимается оформлением отпусков, больничных, ведет табель и так далее. От сюда у кадровика тонны бумажной работы.
Кадровик может составить учет отработанных дней, больничных и дней отпуска. Но определить, как полученное число влияет на производительность и эмоциональное состояние команды может только HR специалист.
HR менеджера можно назвать настоящим универсальным солдатом, так как очень часто выходит что он может выполнять не только свои обязанности, но и функции рекрутера и кадровика. Так к примеру один и тот же человек может разрабатывать систему оценки и развития штата, составлять анкету требований будущему кандидату и ходить в собес по юридическим вопросам коллег.
Какими должны быть правильные ожидания от работы HR и какие показатели эффективности HR помогут измерить успех? Ключевые показатели эффективности работы с персоналом (KPI HR) – это метрики, которые используются для того, чтобы увидеть, насколько успешен HR в реализации стратегии компании.
Одной из главных метрик есть средний коэффициент отсутствия сотрудников на рабочем месте.
Выглядит как формула: (общее кол-во потерянных рабочих дней из-за отсутствия)/ (кол-во доступных рабочих дней)=коэффициент пропусков. Иллюстрирует мотивацию и вовлеченность сотрудника в работу. Исследования специалистов показали, что люди с низкой мотивацией и вовлеченностью гораздо чаще болеют и пропускают рабочие дни. Поэтому важно следить за этим показателем и сокращать его, так как он неизбежно влияет на ваш бизнес.
Другим важным показателем KPI для HR является эффективность обучения. Инвестирование в сотрудника для его развития, уже приобретенных или новых навыков – вариант, который редко рассматривается менеджментом по персоналу. Достаточно часто окупаемость затрат на обучение превышает первоначальные инвестиции. Проведение небольшого теста на знание и оценка баллов кадров поможет вам понять, насколько проведенное обучение было эффективным.
Коэффициент производительности труда требует тщательного измерения и включает в себя несколько аспектов. Для более точного анализа полезно рассмотреть компоненты, которые влияют на производительность труда: количество времени, когда сотрудники фактически работают; производительность или количество поставленного товара; качество и количество совершенных/продаваемых продуктов, произведенных за это время. Точное измерение показателя может обеспечить большую прибыль, а также повысить мотивацию персонала.
Если в вашей фирме нет рекрутера и HR менеджер самостоятельно занимается рекрутментом, то важно обратить внимание на показатель качества найма, который измеряет объем ресурсов. Расходы от найма: реклама, маркетинг, затраты на отбор резюме, проведение собеседований, временные затраты менеджера на обучение кандидата. Эти расходы накапливаются довольно быстро в бюджете компании, поэтому не стоит легкомысленно относиться к работе по найму. Постоянное поддержание высокого качества рейтинга найма позволяет организации достигать своих стратегических целей.
Основные KPI для HR - вовлеченность сотрудника;
- сверхурочные часы;
- коэффициент производительности сотрудников;
- индекс удовлетворённости;
- эффективность обучения;
- показатель качества найма;
- внутренний уровень продвижения сотрудника в компании;
- коэффициент гендерного разнообразия;
- удовлетворённость преимуществами.
Мы указали основные KPI, которые можно использовать в любом бизнесе. Но существует ряд других, которые HR менеджер отслеживает в зависимости от специфики предприятия. Так ключевые показатели для IT будут отличаться от показателей по производству щебня. Для первых они будут основаны на отслеживании оттока выполненных проектов за определенное время, время простоя сервера, соотношение службы поддержки IT и конечных пользователей. Для производства щебня HR менеджер определяет KPI по производительности труда сотрудников учитывая исполнение производственной программы, снижение рисков несчастных случаев на производстве, коэффициент сверхурочных часов, затраченных на производство.
Система сбалансированных показателей HR хороший инструмент, позволяющий сотрудникам сосредоточиться на деятельности, которая поддерживает не только отдел, но и общие цели компании. Другое основное преимущество системы KPI для HR заключается в том, что она демонстрирует стратегическую ценность сильной команды для руководящей группы. Поскольку HR менеджмент, как правило, не принимает участие в процессе стратегического планирования организации, то создание системы показателей персонала – это способ проинформировать собственника или руководителя о вкладе департамента в развитие бизнеса.
Постановка целей с использованием HR KPI предоставляет нам основу, которая помогает принимать лучшие решения и более целенаправленно, определять стратегические результаты бизнеса.
Имея представление о функции HR специалиста, как о хранителе методологии качественного управления персоналом, ты можешь проанализировать работу своего кадрового отдела в нашем продукте и проследить ключевые показатели для прогнозирования преуспевания будущего своей компании наглядно и понятно.
На сегодня все. Скоро увидимся!